Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Дата: 12-07-2022г.

Выставка

В музее-усадьбе «Полотняный Завод» (филиале Калужского объединённого музея-заповедника) с 15 июля по 30 августа 2022 года в расширенном формате проходит выставка «Из России в СССР» Заслуженного деятеля искусств художника Василия Журавлева (1881-1967).

Художник Василий Василий Журавлев был учеником К. Коровина, С. Иванова, С. Виноградова, Жолтовского, Шехтеля, С.В. Ноаковского и Ф.Ф. Горностаева. Учился в Строгановском училище на живописном отделении и в Училище живописи, ваяния и зодчества, которое не окончил, поскольку в декабре 1908 был арестован за активное участие в революционных событиях 1905-1906 годов.

Выходец из уральского Кунгура, житель дореволюционной и послереволюционной Москвы, с 1916 года в летнее время он жил в Тарусе, где с 1916 года имел дом с усадьбой, ввиду чего его причисляют к тарусским старожилам и землякам. В 1920-1922 гг. был деканом факультета Пречистенского практического института и привлек к работе в нем выдающихся художников: К. Коровина, Н. Крымова, В. Ватагина и других, возродивших реалистические методы преподавания. Общий педагогический стаж Василия Васильевича, начиная с 1907 года, превышает 30 лет. В. Журавлёв был одним из первых основателей АХРР в 1922 г., участником всех ее выставок, членом секретариата и председателем ее московского отделения в 1927 году. Во время войны с 1941 по 1943 был председателем МОСХа. Занимался эвакуацией художников и их семей, вёл с ними обширную переписку, организовывал выставки, выезжал в творческие командировки на фронт.

Основные картины посвящены истории революционного движения, в котором он сам принимал живое участие («Баррикады на Пресне», « 9-ое января»); работе и быту шахтеров Донбасса: «Мадонна Донбасса», «У здания шахты перед сменой» и др., главной лётной планерной школе «Осоавиахим СССР» в Крыму («Открытие слета планеристов в Коктебеле», «Подготовка летных кадров» и др.); Тарусе («Мельница в Тарусе», «Девушка из Тарусы» и др.), войне 1941-1945 гг. («Московские зенитчики», «Сдача немцев в плен», «Москва во время налета вражеской авиации» и др.). Его работы неоднократно репродуцировались в виде настенных картин и открыток. Художник В. Журавлев участвовал в 48-й выставке Передвижников, трех юбилейных РККА, одиннадцати АХХР, в заграничных выставках советского искусства в 20-е и 30-е гг. в Японии, Америке, Праге, Кёльне, Цюрихе, на международной выставке в Венеции, в Всесоюзной выставке «Великая Отечественная война» (1942), выставке «Героический фронт и тыл» (1943), выставке пейзажа (1944), на всесоюзных выставках 1946-48 гг. и на многих других. Более 50 работ художника хранятся в музеях нашей страны: Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Гос. Литературном музее, Пермской галерее, музее Переславля-Залесского и в др. Значительная часть его работ и архива находится в Кунгурском краеведческом и художественном музеях. В. Журавлёв вел редакционную работу в журнале «Юный художник» (1936-1941) и в газете «Советское искусство» (1947-1950). В 1940-х по предложению Емельяна Ярославского сотрудничал в газете Правда. Его литературная работа выразилась в написании монографий о художниках – С. Иванове (Изогиз 1931), Н. Касаткине («Искусство», 1945), ряда статей об А. Иванове, Врубеле, Айвазовском, Менье, Вермеере Дельфтском и др. Написано более 50 статей по вопросам изобразительного искусства. В 1957 художник был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Работы Журавлева – пейзажи, портреты, сюжетные, - тонки, совершенны и изящны по настроению, колориту и композиции . Они представляют синтез двух эпох и культур – дореволюционной и советской России, - в которых жил и творил художник.

Его жизнь и творчество были тесно связаны с Калужским краем. С 1916 по 1967 год в летнее время он жил и работал в Тарусе, где и похоронен.

На открытии выставки жена внука художника Василия Петровича Редечкина Анастасия – дочь Народного художника, академика Гелия Коржева (1925-2012) - преподнесла в дар музею-заповеднику «Полотняный Завод» живописную работу своего отца на пушкинскую тему–эскиз неосуществленной им композиции «Перед балом», на котором изображен А. С. Пушкин со своей женой.