Дата: 02-03-2018г.

Выставка "Отголоски Бородино"

Столетний юбилей Отечественной войны 1812 года в 1912 году отмечали на всей территории Российской империи. Не оставались в стороне и предприниматели, для которых открывались самые различные возможности и проявить свой патриотизм, и, вместе с тем, неплохо заработать.

         В газетах отмечалось: «Увлечение юбилейным годом достигло апогея. Нет области торговли и промышленности, в которой бы не появилось каких-либо поделок, приуроченных к юбилейным дням».  На нашей выставке представлено четыре наиболее распространенных вида юбилейной продукции: декоративные платки Даниловской мануфактуры, жестяные коробки для кондитерских изделий, почтовые открытки и книжные издания.

         Даниловская мануфактура была основана в 1867 году   выходцем из Калужской губернии купцом 1-й гильдии Василием Ефремовичем Мещериным.  В юбилейном 1912 году фабрика произвела более 2 миллионов кусков ткани и около 20 миллионов платков, среди них – множество декоративных, с сюжетами на события Отечественной войны 1812 года. Подобный же товар предлагали покупателям конкуренты – не менее известная Прохоровская мануфактура.  «Даниловцы» изготовляли юбилейные платки из атласа,  «прохоровцы» – из сатина.

         В качестве основы изображения выбирались живописные работы известных художников, таких, как В.В. Верещагин. Наибольшей популярностью пользовались несколько сюжетов: подвиги казаков Платова, Бородинское сражение, военный совет в Филях, Московский пожар и отступление остатков Великой армии Наполеона из России.

         В 1912 году среди главных игроков на рынке кондитерских изделий  можно отметить трех тяжеловесов: товарищество «Эйнем», товарищество «А.И.Абрикосова сыновей» и торговый дом Леновых. Эти фирмы активно использовали юбилейные торжества  для рекламы своей продукции. В жесткой конкурентной борьбе особое значение приобретал внешний вид товара, его упаковка. Одним из ведущих производителей упаковки в Москве, да и во всей России, было в те годы акционерное общество «В.В.Бонакер».

         С того времени, как в конце XIX века был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии, жестяная упаковка начинает вытеснять привычную бумажную. Жестяные коробки разнообразных форм, «жестянки» как их тогда называли, гораздо лучше предохраняли кондитерские изделия от сырости, да и после того, как лакомства заканчивались, продолжали использоваться хозяйками для самых различных нужд. В 1912 году с большинства «жестянок» на потребителя сумрачно глядел французский император, тоскуя о своей несладкой жизни…

         Сто лет назад почтовая открытка как вид корреспонденции находилась на пике популярности.  В России она  появилась в 1872 году. Первое время на открытке не было никаких иллюстраций. На одной стороне печатался адрес, на другой – текст послания. Через некоторое время издатели открыток заметили, что отправители часто сопровождают текст различными рисунками. Деловые люди быстро сориентировались, и появилась иллюстрированная открытка.

         В 1912 году, в связи с 200-летним юбилеем Отечественной войны, большинство открыток выпускалось с иллюстрациями на тему событий 1812 года. Особенно распространенными были иллюстрации, посвященные Бородинскому сражению и Бородинскому полю с его памятниками. Чуть позднее появились открытки с черно-белыми изображениями фрагментов панорамы Франца Алексеевича Рубо «Бородино», открывшейся в конце августа 1912 года. Открытки использовались и как средство рекламы. На открытках, представленных на выставке, особенно часто встречается логотип  «Товарищества А.И. Абрикосова сыновей».

         В начале XX века Россия переживала настоящий издательский бум. Новые газеты, журналы, альманахи, новые авторы, нередко обладавшие скандальной славой, возникали как грибы после дождя. В 1912 году типографии работали в авральном режиме. Общий список книг и брошюр, посвященных «Грозе 1812 года», насчитывал около 700 названий, а совокупный тираж подобных изданий приближался к 5 миллионам экземпляров.

Выставка работает до 29 мая 2018 г.