Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Дата: 25-10-2025г.

Выставка памяти боярыни Ф.П. Морозовой

25 октября 2025 года в музейно-краеведческом комплексе «Стольный город Боровск» открывается выставка, посвященная памяти боярыни Феодосии Прокопиевны Морозовой.
Раздел «Боровская повседневность XVI – начала XVIII вв.» посвящен материалам охранных археологических раскопок на пл. Ленина в 2021 г.
Боровск впервые упоминается около 1358 г. в Духовной грамоте московского князя Ивана II Ивановича Красного. В качестве города – Боровеск – впервые назван в конце XIV в. в «Списке русских городов дальних и ближних» в числе «залесских». По мнению археологов, именно в это время были сформированы городской посад с торгом, а затем вокруг них — слободы. Над площадью возвышались несколько деревянных храмов, одним из которых был храм во имя св.влкмц. Параскевы Пятницы с приделом пророка Илии. В 1649 г. вместо него возвели новый деревянный о трёх главах храм, наречённый, видимо, тогда же в честь Преображения Спаса. В 1703 г. прихожане вместо деревянного решили построить каменный храм Преображения Спаса с приделом св.влкмц. Параскевы Пятницы, а старый, деревянный, решили передвинуть на другое место. Приход храма тогда состоял из 54 дворов. В храме проходили жаркие споры миссионеров синодальной Церкви с боровскими старообрядцами. Во время оккупации фашисты устроили в храме концентрационный лагерь для граждан, насильственно выселенных из г. Нарофоминска и района. В ходе освобождения Боровска частями 33-й армии под командованием генерал-лейтенанта М.Г.Ефремова большая часть узников лагеря была спасена. Пострадало здание храма. Полуразрушенным оно простояло пятнадцать лет и в 1958 г. его демонтировали.
В 2021 г. в связи с благоустройством площади на прилегавшем к храму земляном участке сотрудниками Института археологии РАН были проведены охранные археологические раскопки: заложены два раскопа общей площадью 104 кв.м. Был выявлен культурный слой мощностью до 158 и до 241 см.
Благодаря полученным археологическим материалам мы можем реконструировать повседневную жизнь боровчан от XVI до начала XVIII веков, в том числе периода заточения в городе известной поборницы старой веры боярыни Ф.П. Морозовой и её сподвижниц.
Раздел выставки «Последователи боярыни Ф.П. Морозовой в Боровске» посвящена старообрядческим семьям, проживавшим в Боровске в XIX-XX вв.
Середина XVII в. для населения Московского государства оказалась сопряжена с потрясениями, вызванными церковной реформой, проводимой царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Церковная реформа вызвала бурный протест среди значительной части населения. Реформу воспринимали как крушение русской истинной «старой веры», как новую «ересь». Тех, кто не принял церковную реформу, стали называть «раскольниками», а принявших её — «никонианами».
Прямым участником знаковых государственных событий стал город Боровск. Сюда, подальше от Москвы сослали и посадили в заточение ярких поборниц старой веры боярыню Феодосию Морозову (в иночестве Феодора), княгиню Евдокию Урусову и жену стрелецкого полковника Марию Данилову. В Пафнутьев-Боровском монастыре страдали за старую веру Семён Бебехов, архимандрит муромского Спасского монастыря Антоний и дважды протопоп Аввакум Петров.
Телефон 8(484-38) 4-32-36