Дата: 20-02-2018г.

Выставки в МКК "Стольный город Боровск"

Всё творческое наследие Елизаветы Бём (1843-1914) можно разделить на два этапа: силуэт и акварель. Широчайшую известность в России ей принесли открытки. Среди них были поздравительные к различным праздникам, с изображениями национальных костюмов народов России, на темы русских пословиц, с героями произведений Л. Толстого, с загадками о временах года, да и просто с трогательными сценками из жизни детей (всего более трёх сотен). Издаваемые многотысячными тиражами, они расходились по всей России. Их можно было увидеть в крестьянской избе и в императорском дворце.

Большие картины она не писала. Чаще всего рисовала сценки с детьми. С середины 1870-х гг. стала работать в технике литографируемого силуэта, который она собственно и создала, возродив, таким образом, искусство силуэта в России.

Казалось бы, ей скорее пристало изготовлять силуэты лёгким и привычным способом — вырезанием из чёрной или тонированной бумаги. Но художница избрала свой путь, так как только возможности литографии, рисования на камне, позволяли ей не только сразу выпускать свои книги небольшими тиражами, но делать тончайшую проработку всех деталей, которая была бы невозможна при вырезании ножницами. Она тщательно вырисовывала пёрышки птичек и кудряшки на головке деревенской девочки, шерсть собаки и кружева на платьях кукол — мельчайшие подробности делали графику Е.Бём необычайно тонкой, душевной, живой, по ним можно было понять то недоговорённое, что оставалось скрыто от зрителя внутри её силуэтов. Интересно, что маститые художники восприняли её работы с нескрываемым

восторгом. Её учитель Иван Крамской писал: «И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». Илья Репин, подарив художнице свою картину, начертал на обороте холста: «Елизавете Меркурьевне Бём в знак моего глубочайшего почитания её таланта. Её «черненьких» я люблю больше многих-многих беленьких».

В 1880-е гг. Е. Бём стала сотрудничать с издательствами, как художник-иллюстратор. Её рисунки многие годы печатались в детских журналах «Игрушечка» и «Малютка». Круг её интересов был широк, она проиллюстрировала полтора десятка книг, в том числе произведения И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, русские народные сказки, пословицы и поговорки. Всего Е. Бём выпустила 14 альбомов, которые неоднократно переиздавались, в том числе и за границей.

Художница неоднократно участвовала в престижных российских и международных выставках в Париже, Берлине, Мюнхене, Милане, Чикаго. Первое своё международное «золото» она привезла из Парижа в 1870 г. с выставки акварельных рисунков и миниатюр. А до этого было «серебро» из Брюсселя с международного состязания по технике акварели и силуэта. Призы доставались ей не только на художественных, но и на промышленных выставках, ведь она делала рисунки для изделий из хрусталя и стекла, расписывала фарфор.

Её творчество в Российской империи в начале XX в. стало настолько популярным, что появились даже подражатели её стилю. Композиции, созданные ею, использовались в кустарном производстве, на деревянных тарелках, шкатулках, пасхальных яйцах. «Бёмовский стиль» распространился повсеместно. Показателем признания художницы послужило и приобретение её акварельных работ П.М. Третьяковым и другими российскими коллекционерами живописи, в том числе членами царской семьи.

Выставка продлится до 1 мая.

Годы рождения Советского государства – это годы начала нового периода мировой истории. Было это начало грозным и бурным. В первых же нелёгких «боях» приняло участие и новое советское искусство. Наиболее оперативными и последовательными оказались графика, рисунок, печать.

Самый состав советской графики в первое время её зарождения, роста, развития был сложен. День «вчерашний» и день «завтрашний» в 1917 и 1918 году встречались, обгоняли один другой, то враждовали, то дружили порой. Графика начиналась с нужного, необходимого и простейшего – с журнальных и газетных рисунков на злобу дня.

Советская графика связана, прежде всего, с именем В.И. Ленина и образом рабочего. Ленина рисовали крупнейшие художники страны: И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Н.И. Альтман, Н.А. Андреев. С несомненной симпатией к образу рабочего отнеслись маститые русские художники: Н.А. Касаткин, Д.Н. Кардовский, П.И. Нерадовский, Н.П. Ульянов, а также более молодые – Н.А. Тырса, К.И. Рудаков, Л.А. Бруни и др.

Крестьянская тема тоже стала играть в графике важную роль. Совершенно с иной стороны здесь раскрыл себя известный живописец Советской страны С.В. Герасимов. Его литография, предназначенная для журнала «Печать и революция», но в своё время не опубликованная, сейчас представляется очень типичной для 20-х годов. Сама композиция семейной группы – крестьянина, жены его, сына-красноармейца – похожа на типичную фотографию тех лет. Она показательна.

Вместе с тем следует помнить о требованиях критики того времени: обязательно изображать людей труда и земли «на подъёме», при возможности – празднично и нарядно. Именно такими являются работы Б.М. Кустодиева. Первые послереволюционные годы вообще были началом ряда совершенно небывалых художественных явлений. Так, в Петрограде, в частном ещё издательстве «Алконост», вышла поэма Александра Блока «Двенадцать» с рисунками Ю.П. Анненкова, одобренными самим поэтом.

Был и оставался для графики не менее любимым и ценным, чем сцены труда и быта, пейзаж страны – севера, средней полосы, юга и востока. Характерно, что в 20-х годах пейзажная тема лучше решалась в офорте, литографии, в смешанных техниках и, конечно, в рисунках и акварелях.

С первых дней революции ярко зазвучали темы гражданского долга, общественной жизни, защиты отечества. Это и работы И.А. Шпинеля, сочетавшего строгость ксилографии с красочными приёмами плаката, и полные сдержанности рисунки Л.Е. Фейнберга, и реалистичные литографии Г.С. Верейского, и обобщающие образы революции, созданные В.А. Фаворским, В.М. Конашевичем и другими.

Всё это говорит о том, что советская графика первого десятилетия обладала огромным зарядом энергии, была полна исканий, экспериментов и дала начало новому этапу непрекращающегося развития.

Выставка продлится до 15 апреля.